Правовая информация

ПОЛИГРАФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ
Утвердить:
Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности (приложение N 1);
Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности (приложение N 2);
Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в качестве государственных судебных экспертов в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности (приложение N 3).

 

 

Директор А.БОРТНИКОВ

ПРИКАЗ ФТС РФ от 25 сентября 2007 г. N 1196

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО
ПОЛИГРАФА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Во исполнение Приказа ФТС России от 5 сентября 2006 г. N 839 “Об организации применения полиграфа в деятельности таможенных органов Российской Федерации”, для обеспечения единообразных подходов к организации и проведению опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Временную инструкцию о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации (далее – Временная инструкция).
2. Начальнику Управления кадров Г.Л. Кириллову организовать проведение опросов с использованием компьютерного полиграфа (далее – ОИП) в таможенных органах в соответствии с Временной инструкцией.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить:
а) доведение Временной инструкции до сведения всех должностных лиц таможенных органов;
б) проведение ОИП в подчиненных таможенных органах в соответствии с Временной инструкцией.
4. Возложить ответственность за формирование научно-методического обеспечения ОИП на Консультативно-методический совет по вопросам психологической работы и совершенствования деятельности психологической службы таможенных органов Российской Федерации, утвержденный Приказом ФТС России от 18 января 2005 г. N 27.
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

Руководитель,
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

 

 

Приложение
к Приказу ФТС России
от 25 сентября 2007 г. N 1196

 

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО
ПОЛИГРАФА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основные понятия и термины

1. Временная инструкция о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации (далее – Временная инструкция) устанавливает порядок проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (ОИП) в таможенных органах Российской Федерации (далее – таможенные органы), а также определяет основные направления, принципы и условия использования полиграфа при решении кадровых вопросов.
2. Полиграф – техническое средство, предназначенное для гласной синхронной регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления и других физиологических процессов) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и (или) цифровом виде.
3. Специалист по опросу с использованием полиграфа (далее – полиграфолог) – должностное лицо таможенного органа, получившее специальную подготовку в соответствии с государственным стандартом на базе сертифицированных учебных центров, подтвержденную свидетельством (дипломом) государственного образца, и имеющее соответствующую форму допуска.
Должность специалиста по ОИП организационно входит в состав подразделения психологической службы (в состав функциональной группы психологов подразделения кадровой службы) либо в состав кадрового подразделения таможенного органа в качестве отдельного специалиста.
При назначении на должность полиграфолога документы кандидата согласовываются в отделе координации работы психологов Управления кадров ФТС России.
4. Ассистент полиграфолога – должностное лицо таможенного органа, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении ОИП либо прошедшее специальную подготовку на базе одного из сертифицированных центров в период заочно-лабораторного курса.
5. Опрос с использованием полиграфа – безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая в том числе тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.
6. Тестирование на полиграфе – составная часть опроса, включающая регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения.
7. Опрашиваемый – физическое дееспособное лицо, добровольно (в письменной форме) выразившее согласие на проведение в отношении себя ОИП, реализующее свои права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Временной инструкцией.
8. Инициатор опроса с использованием полиграфа – должностное лицо таможенного органа, инициирующее проведение ОИП.
9. Представитель инициатора – должностное лицо таможенного органа, которое по поручению инициатора участвует в организации ОИП.
10. Отказ от прохождения опроса с применением полиграфа – зафиксированное в письменной форме решение опрашиваемого не проходить ОИП.
11. Результат опроса с применением полиграфа – письменное заключение полиграфолога о достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, составленное на основе информации, полученной в ходе проведения опроса.
12. Материалы опроса с применением полиграфа – результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также аудио- и (или) видеозаписи, полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы.
13. Фактор риска – признаки, препятствующие поступлению лица на службу (работу) или продолжению выполнения должностным лицом служебных обязанностей в таможенных органах.
Факторы риска:
– наличие отрицательных мотивов поступления на службу (работу);
– наличие алкогольной, наркотической и игровой зависимостей;
– наличие иных противопоказаний к службе (работе) медицинского характера;
– искажение анкетных данных и сокрытие сведений, препятствующих прохождению службы в таможенных органах;
– увольнение с прежнего места работы по компрометирующим и негативным обстоятельствам;
– сокрытие криминального прошлого, связей с преступными сообществами или сообществами, имеющими преступные намерения;
– участие в экстремистских организациях, религиозных и общественных объединениях деструктивного типа;
– наличие фактов злоупотребления служебным положением.

2. Цели и области применения опросов
с использованием полиграфа

14. ОИП проводится с соблюдением положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”, Федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации”, от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне”, от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”, Трудового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы, Приказа ФТС России от 5 октября 2006 г. N 964 “Об утверждении аналитической программы ФТС России “Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 – 2009 гг.” и в соответствии с Временной инструкцией.
15. В таможенных органах ОИП проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, и выявления факторов риска.
16. ОИП в таможенных органах проводится в следующих случаях:
– при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
– при приеме граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) в таможенные органы, и при назначении должностных лиц на другую должность;
– при осуществлении выборочного контроля осуществления служебной деятельности;
– при возникновении спорных ситуаций по итогам служебных проверок, в том числе и по инициативе должностного лица, в отношении которого инициировалась проверка.

3. Принципы проведения опросов с использованием полиграфа

17. ОИП проводятся в случаях, предусмотренных Временной инструкцией, с согласия опрашиваемого лица на прохождение ОИП, зафиксированного в письменной форме (Приложение N 1 к Временной инструкции), в сроки, предложенные инициатором опроса, с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности и конфиденциальности.
18. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение ОИП или прохождению такого опроса. При проведении ОИП недопустимо унижение чести и достоинства опрашиваемого лица.
19. Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.
20. Информация, содержащаяся в материалах ОИП, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 26 Временной инструкции.
Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных Временной инструкцией.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОИП

4. Основания проведения ОИП

21. Инициаторами проведения ОИП являются руководитель ФТС России и его заместители, начальник Управления кадров ФТС России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и таможен.
22. Представителями инициатора проведения ОИП являются начальник отдела координации работы психологов Управления кадров ФТС России, руководители кадровых служб региональных таможенных управлений и таможен, руководители подразделений (функциональных групп) психологической работы региональных таможенных управлений.
23. Основанием для проведения ОИП является задание (Приложение N 2 к Временной инструкции), подписанное инициатором или представителем инициатора, в котором должны быть указаны цель проверки опрашиваемого лица и вопросы, требующие выяснения при проведении опроса.
24. При необходимости проведения ОИП в отношении должностных лиц таможенного органа, в котором отсутствует полиграфолог, начальник указанного таможенного органа обращается в соответствии с установленным порядком к начальнику регионального таможенного управления со специальным запросом о возможности проведения ОИП.

5. Обязанности, права и ответственность инициатора
(представителя инициатора), полиграфолога, ассистента
полиграфолога и опрашиваемого лица

25. Инициатор (представитель инициатора) ОИП (по п. п. 4, 5, 6, 7 – совместно с полиграфологом) обязан:
1) представить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;
2) представить полиграфологу перечень факторов риска;
3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям, предназначенным для проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (Приложение N 3 к Временной инструкции);
4) уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с использованием полиграфа;
5) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти ОИП, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;
6) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение ОИП;
7) гарантировать письменно (по установленной форме) опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе ОИП информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица;
8) обеспечить безопасность проведения ОИП, полиграфолога и участников опроса на всех этапах его проведения;
9) строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не вмешиваться в его действия при проведении ОИП, в том числе делать какие-либо замечания или заявления.
26. Инициатор (представитель инициатора) имеет право:
1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения ОИП;
2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах ОИП;
3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него ОИП;
4) инициативно передать результаты ОИП компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
5) определять в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из интересов служебной деятельности, вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами ОИП.
27. Инициатор (представитель инициатора) несет ответственность:
– за нарушение положений Временной инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. Полиграфолог в соответствии с основными принципами и нормами профессиональной деятельности (Приложение N 4 к Временной инструкции) обязан:
1) проводить опрос только при наличии письменного согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;
2) ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;
3) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения ОИП;
4) представить инициатору опроса результаты ОИП;
5) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением ОИП, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) проводить собеседование с опрашиваемым лицом по предварительным итогам опроса;
7) прекращать проведение тестирования на полиграфе в случаях:
– ухудшения самочувствия опрашиваемого лица в ходе тестирования;
– отказа опрашиваемого лица от продолжения тестирования;
– умышленного несоблюдения опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога, обусловленных методическими требованиями тестирования на полиграфе.
29. Полиграфолог имеет право:
1) знакомиться с имеющимися у инициатора или у представителя инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован ОИП, на основе которых он делает заключение о возможности и целесообразности ОИП и определяет условия для его качественного проведения;
2) отказаться от проведения ОИП:
а) при непредставлении инициатором опроса материалов и условий, необходимых для качественного проведения ОИП;
б) при отсутствии достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом;
в) в случае невозможности и (или) нецелесообразности проведения ОИП.
30. Полиграфолог не имеет право:
1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну;
2) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении ОИП;
3) высказывать в своем заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если полиграфолог не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний;
4) разглашать выводы по результатам проведения ОИП и сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали ему известны в процессе проведения ОИП, без согласия опрошенного лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
31. Полиграфолог несет ответственность за нарушение положений Временной инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
32. Опрашиваемое лицо имеет право:
1) перед проведением опроса с применением полиграфа быть ознакомленным с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;
2) при проведении ОИП:
– в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;
– знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания;
– отказаться от участия в проведении ОИП, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки;
– представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о невозможности проведения опроса с применением полиграфа;
– подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа.
33. При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.
34. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе (кроме ухудшения самочувствия) или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения ОИП.
35. Ассистент полиграфолога:
– не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям;
– несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Структура проведения ОИП

36. При выполнении ОИП в соответствии с технологической картой работы специалиста по опросам с использованием компьютерного полиграфа с одним опрашиваемым (Приложение N 5 к Временной инструкции) полиграфологом осуществляются следующие основные действия:
1) подготовка к работе с опрашиваемым лицом;
2) работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение, по усмотрению полиграфолога, послетестовой беседы);
3) анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;
4) оформление результатов опроса с использованием полиграфа.
37. Для проведения ОИП применяют технические средства, соответствующие государственным требованиям по электробезопасности, предъявляемым к изделиям медицинской техники, санитарным правилам и государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
38. Проведение ОИП в отношении кандидатов на службу осуществляется только после предварительного этапа профессионального психологического отбора и психодиагностического обследования, но до решения о его приеме на службу.
39. ОИП запрещается проводить в случаях:
1) если полиграфолог:
– находится или находился в служебной или иной зависимости от опрашиваемого лица;
– является близким родственником или состоящим в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов) с опрашиваемым лицом;
– лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе проводимого опроса;
2) физического или психического истощения опрашиваемого лица;
3) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы;
4) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
5) нахождения опрашиваемого лица – женщины во второй половине периода беременности.

7. Лица, присутствующие при проведении ОИП

40. При проведении ОИП помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:
1) инициатор опроса;
2) представитель инициатора опроса;
3) ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога).
41. Присутствие при проведении ОИП лиц, не упомянутых в пункте 40 Временной инструкции, не допускается.

8. Язык, на котором проводится опрос
с использованием полиграфа

42. Опрос с использованием полиграфа проводится на государственном языке Российской Федерации.

III. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОИП

9. Оформление результатов ОИП

43. Выводы по результатам проведения ОИП полиграфолог оформляет в виде заключения (Приложение N 6 к Временной инструкции), в котором должны быть указаны:
– инициатор и основания проведения ОИП;
– цель проведения ОИП;
– вопросы, поставленные для выяснения;
– дата и место проведения ОИП;
– использовавшиеся при проведении ОИП технические средства;
– фамилия, имя, отчество, год рождения опрошенного лица;
– факт получения письменного согласия опрошенного лица на проведение ОИП;
– фамилия, имя, отчество, должность специалиста, название и номер удостоверения на право проведения ОИП;
– выводы по результатам ОИП.
44. В заключении могут быть указаны значимые особенности проведения ОИП и поведения опрошенного лица, представлен анализ зарегистрированных физиологических данных, из которых следуют выводы специалиста.
45. Результаты ОИП носят вероятностный характер и имеют для инициатора опроса ориентирующее значение, могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица.

10. Хранение материалов и результатов ОИП

46. Заключения по результатам ОИП передаются для хранения в подразделения специальной проверки и архивных фондов кадровой службы. В случае присвоения заключению и материалам ОИП грифа секретности указанные документы передаются в подразделение защиты государственной тайны в установленном порядке.
47. Материалы опроса с использованием полиграфа подлежат обязательному хранению в течение срока, определяемого для документов с грифом “Для служебного пользования”, если инициатором опроса не установлен иной срок хранения.
48. Материалы проведения ОИП (задания, заявления о согласии, записи физиологических данных на бумажных носителях и в электронном виде, аудио- и видеозаписи, рабочие журналы, вопросники, копии заключений полиграфолога) хранятся у полиграфолога в запираемых и опечатываемых шкафах-сейфах.
49. Условия хранения материалов опроса с использованием полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения или несанкционированного доступа к ним.

11. Использование материалов и результатов ОИП

50. Материалы ОИП могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-методической работе только после изменения в них анкетных данных опрошенных лиц.
51. В случае служебной необходимости материалы проведения ОИП (задания, заявления о согласии, записи физиологических данных на бумажных носителях и в электронном виде, аудио- и видеозаписи, рабочие журналы, вопросники, копия заключения специалиста и т.д.) передаются в отдел координации работы психологов Управления кадров ФТС России в порядке, определенном для документов с грифом “Для служебного пользования”.

Заместитель Начальника
Управления кадров
С.В.ФИЛИППЕНКО
Приложение N 1
к Временной инструкции
о порядке применения опросов
с использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

                            ЗАЯВЛЕНИЕ
          о добровольном согласии на прохождение опроса
          с использованием компьютерного полиграфа (ОИП)

    Я,  ___________________________________, вследствие сделанного
мне  предложения  со  стороны  руководства  __________________ даю
добровольное согласие на ОИП   по   обстоятельствам,  связанным  с
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
    Мне  объяснили  процедуру  опроса  и  я  не имею возражений по
порядку его проведения.
    До меня доведены предоставленные мне в ходе опроса права:
    1)   ОИП   будет   проводиться  только  после  выражения  мною
письменного согласия;
    2)  перед  началом  ОИП  я  буду  ознакомлен(а)  с содержанием
вопросов,  которые  мне  будут  заданы,  имея при этом возможность
участвовать в их редактировании и корректировании содержания;
    3) в процессе выполнения ОИП имею право отказаться отвечать на
тот или иной вопрос или вообще отказаться от дальнейшего участия в
данной процедуре;
    4)  мне  разъяснено, что результаты ОИП носят конфиденциальный
характер,   не   подлежат  разглашению  и  будут  доступны  только
руководству ______________________________________________________
_________________________________________________________________.
    При  этом  я  информирую,  что не имею каких-либо заболеваний,
которые препятствовали бы данному опросу.
    Свое  решение  на  прохождение  ОИП  принимаю добровольно, без
принуждения и без давления с чьей-либо стороны.
    Дата ________ Подпись ___________ Ф.И.О. ___________________
    После  окончания проверки на полиграфе  я заявляю, что не имею
претензий к специалисту, проводившему опрос. Я подтверждаю, что  в
процессе  опроса  в  отношении меня не применялись какие-либо меры
насилия или другие действия, ущемляющие мои права и достоинство.
    Дата ________ Подпись ___________ Ф.И.О. ___________________

Приложение N 2
к Временной инструкции
о порядке применения опросов
с использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

                                                  УТВЕРЖДАЮ
                                            Начальник ____________
                                            ______________________
                                            ______________________

                          ЗАДАНИЕ N ___
              на проведение опроса с использованием
                  компьютерного полиграфа (ОИП)Начальнику _______________________________________________________
                  (подразделение психологической работы)
__________________________________________________________________
                     (инициалы, фамилия)
Прошу Вас провести ОИП в отношении: ______________________________
__________________________________________________________________
    (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания)
Основания: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________Вопросы для выяснения при проведении ОИП: ________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение о результатах проведения ОИП представить
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
                   (наименование подразделения)
_____________________________
 (должность, звание лица,
_____________________________
 заполнившего бланк задания)
_____________________________       __________ __________________
                                     (подпись)     (Ф.И.О.)
    “__” _________ 20__ г.

Приложение N 3
к Временной инструкции
о порядке применения опросов
с использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОМЕЩЕНИЯМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО ПОЛИГРАФА
Стационарное помещение, предназначенное для проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа, должно гарантировать безопасность здоровья опрашиваемого лица и обеспечивать минимизацию негативных экзогенных воздействий, приводящих к возникновению систематических артефактов.
Площадь шумоизолированного помещения должна быть не менее 12 кв. м, высота потолка не менее 2,5 м, система кондиционирования и увлажнения воздуха должна обеспечивать поддержание температуры около +21 – 23 °С и влажность около 30 – 60%.
Помещение должно быть оборудовано сигнализацией, не менее чем тремя электрическими розетками (одна из них с соответствующей защитой для подключения компьютера), цветным принтером, специальным низким широким креслом (без колесиков) с подлокотниками для обследуемого, подвижным креслом для специалиста-полиграфолога, четырьмя стульями, столом для полиграфа, сейфом, шкафами: металлическим, платяным, книжным.
Стены и потолок помещения должны быть окрашены (или декорированы) в нейтральный мягкий цвет, наличие на стенах каких-либо изображений и предметов не допускается. На окнах должны быть плотные однотонные шторы или жалюзи неяркого оттенка.
В случае проведения выездного опроса необходимо учитывать ряд дополнительных требований, а именно:
1) шумозащищенность предложенного инициатором помещения;
2) обращать внимание на наличие в помещении розеток, их расположение и тип; рекомендуется иметь при себе комплект переходников и удлинитель;
3) необходимо предусмотреть наличие недалеко от помещения для опроса туалетной комнаты.

Приложение N 4
к Временной инструкции
о порядке применения опросов
с использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИГРАФОЛОГА

 

Полиграфолог принимает на себя добровольное обязательство твердо придерживаться следующих основных принципов и норм профессиональной деятельности, а именно:
1. Полиграфолог осознает свою ответственность перед человеком, давшим добровольное согласие на проведение опроса с применением полиграфа, независимо от тех обстоятельств, которыми была вызвана необходимость этой процедуры, и обязуется быть честным, объективным и беспристрастным в отношении опрашиваемого лица, вне зависимости от социального и экономического статуса данного человека, его политических, религиозных взглядов и убеждений, расовой или этнической принадлежности, физических данных.
2. Полиграфолог признает невозможность проведения опроса с применением полиграфа против воли человека. Полиграфолог не приступит к проведению опроса, не убедившись, что опрашиваемое лицо дало добровольное письменное согласие на эту процедуру без принуждения со стороны третьих лиц.
3. Полиграфолог должен выполнять свои обязанности с чувством достоинства, самоуважения и независимости: его заключения по результатам проведенного опроса с применением полиграфа должны быть свободны от финансового, политического, служебного или иного давления со стороны физических или юридических лиц.
4. Полиграфолог обязан использовать при проведении опроса полиграф, обеспечивающий нетравмирующий и безвредный для здоровья опрашиваемого лица контроль как минимум трех физиологических процессов – дыхания, сердечно-сосудистой системы и кожно-гальванического рефлекса. Это не исключает возможность контроля иных физиологических процессов и их соответствующей регистрации.
5. Полиграфолог в ходе опроса с применением полиграфа не должен использовать вопросы, связанные с религиозными убеждениями, политическими пристрастиями и расовыми взглядами, за исключением случаев, связанных со специальными расследованиями, проводимыми по указанию и в интересах правоохранительных органов.
6. Полиграфолог в ходе опроса с применением полиграфа не должен использовать вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, или сведений конфиденциального характера.
7. Полиграфолог не должен проводить опрос лица, которое, по его мнению, не подлежит исследованию с применением полиграфа по причине неудовлетворительного физического или психического состояния.
8. Полиграфолог имеет право сделать заключение по результатам конкретного опроса с применением полиграфа лишь при условии не менее чем трехкратного предъявления опрашиваемому лицу каждого из вопросов любого из примененных тестов.
9. Полиграфолог не должен – если он не является профессиональным специалистом – включать в свое письменное заключение выводы медицинского, юридического, психиатрического или иного характера, относящиеся к области знаний специалистов другого профиля. При необходимости, полиграфолог имеет право составить описание поведения и внешности опрашиваемого лица, если это описание имеет отношение к процедуре опроса с применением полиграфа, но от вынесения какого-либо заключения полиграфолог должен воздержаться.
10. Полиграфолог должен дать опрашиваемому лицу возможность объяснить зафиксированные на полиграмме реакции на соответствующие вопросы, по возможности перепроверить их и учесть эти объяснения при подготовке письменного заключения по результатам опроса.
11. Полиграфолог не имеет права оказывать услуги по обучению мерам противодействия опросам с использованием компьютерного полиграфа.
 

 


Приложение N 6
к Временной инструкции
о порядке применения опросов
с использованием компьютерного
полиграфа в таможенных органах
Российской Федерации

 

                         Заключение N ___
              о результатах опроса с использованием
                  компьютерного полиграфа (ОИП)____________________                    __________________________
 (таможенный орган)                      (дата проведения опроса)Мною, ____________________________________________________________
             (Ф.И.О. специалиста, проводившего опрос)
имеющим допуск на право проведения ОИП ___________________________
__________________________________________________________________
                     (указать номер допуска)
по заданию N _____________________________________________________
                (указывается подразделение таможенного органа)
на полиграфе _____________________________________________________
                       (указывается марка аппарата)
проведен опрос в отношении _______________________________________
                                  (Ф.И.О., год рождения)
в целях __________________________________________________________
                       (кратко указывается цель)
Вопросы, подлежащие выяснению ____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
                     (указать содержание вопросов)
Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы: ____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________Дополнительная информация о ходе проведения ОИП: _________________
__________________________________________________________________Результаты  опроса    носят    вероятностный  характер  и не могут
использоваться в качестве доказательства в суде.Опрос проводил специалист-полиграфолог:
______________________________________
______________________________________
    (наименование подразделения)
___________________________________ _________ ____________________
 (специальное звание, классный чин) (подпись)       (Ф.И.О.)

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2011 г. N 20978

 

ПРИКАЗ МЮ РФ от 25 мая 2011 г. N 165

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА
В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

 

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 “Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151, N 49, ст. 6072; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 30, ст. 3987, ст. 3988, ст. 3990), в целях совершенствования психолого-профессионального отбора при приеме кандидатов на службу (учебу) в уголовно-исполнительную систему приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе.
2. Федеральной службе исполнения наказаний (А.А. Реймер) обеспечить проведение психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе.
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра А.А. Смирнова.

 

Министр А.В.КОНОВАЛОВ

Утверждена
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25 мая 2011 г. N 165

 

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

 

I. Общие положения

1. Инструкция об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе <1> регламентирует деятельность работников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы <2>, а также специалистов, обладающих специальными познаниями в области психофизиологии, участвующих в качестве специалистов-полиграфологов при проведении в установленном порядке изучения морально-этических и психологических качеств при отборе кандидатов на службу (учебу) в уголовно-исполнительную систему.
——————————–
<1> Далее – Инструкция.
<2> Далее – учреждения и органы УИС.

2. Правовой основой Инструкции являются Конституция Российской Федерации <1>, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” <2>, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ <3>, Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 “Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний” <4>, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 <5>, Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 292дсп “О порядке отбора граждан на службу (работу) в уголовно-исполнительную систему” <6>, Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2003 г. N 206 “Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации” <7>, иные нормативные правовые акты Минюста России, ФСИН России.
——————————–
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2, N 4, ст. 445.
<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796, N 30, ст. 3613; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 10, ст. 832, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831, N 24, ст. 2834, N 26, ст. 3077; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6232; 2009, N 1, ст. 17, N 11, ст. 1261, N 39, ст. 4537, N 48, ст. 5717; 2010, N 15, ст. 1742, N 27, ст. 3416.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3, N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30 (ч. I), ст. 3613, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, ст. 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037, N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283; 2008, N 18, ст. 2009, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300, N 20, ст. 2435.
<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151, N 49, ст. 6072; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 30, ст. 3987, ст. 3988, ст. 3990.
<6> Зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2006 г., регистрационный N 8331.
<7> Зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2003 г., регистрационный N 5031.

3. При проведении психофизиологического исследования с применением полиграфа <1> осуществляется регистрация (контроль) и обработка (анализ) психофизиологических показателей исследуемого лица с применением специализированных технических устройств в соответствии с существующими методиками.
——————————–
<1> Далее – специальное психофизиологическое исследование или СПФИ.

4. Специальные психофизиологические исследования осуществляются в добровольном порядке только с письменного согласия лица, подлежащего исследованию, зафиксированного в его заявлении (приложение N 1 к Инструкции).
Исследуемый вправе прервать исследование, знакомиться с выводами письменного заключения по результатам исследования, ходатайствовать о приобщении к заключению материалов, касающихся проведения СПФИ.
СПФИ не проводится в случае приема исследуемым медикаментозных препаратов, воздействующих на его психофизиологическое состояние.
5. Инициаторами проведения СПФИ являются руководители учреждений и органов УИС <1>.
——————————–
<1> Далее – инициатор.

II. Порядок проведения СПФИ

6. Для проведения СПФИ инициатором заполняется бланк направления на проведение СПФИ <1> (приложение N 2 к Инструкции).
——————————–
<1> Далее – направление.

7. Проведение СПФИ осуществляют психолог, психолог-эксперт, медицинский психолог учреждений и органов УИС, имеющие соответствующую подготовку, подтвержденную соответствующим документом <1>.
——————————–
<1> Далее – специалист.

8. СПФИ проводится:
8.1. В отношении кандидатов при приеме на службу в структурные подразделения ФСИН России, учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, руководителей территориальных органов ФСИН России и отборе на учебу – специалистами, определенными управлением кадров ФСИН России <1>.
——————————–
<*> Далее – УК ФСИН России.

8.2. В отношении кандидатов при приеме на службу в территориальные органы ФСИН России, подведомственные им учреждения, отборе на учебу – специалистами, определенными начальниками территориальных органов.
9. Инициатор при направлении на СПФИ:
9.1. Предоставляет специалисту информацию и материалы, необходимые для организации СПФИ.
9.2. Обеспечивает прибытие лица, в отношении которого проводится СПФИ в установленное место и время.
9.3. Создает другие необходимые условия для качественного и своевременного проведения СПФИ.
10. Рабочая нагрузка на специалиста при проведении СПФИ должна составлять не более двух-трех человек в течение рабочего дня.

III. Оформление, использование и хранение результатов
проведения СПФИ

11. На основании проведенного СПФИ специалист составляет письменное заключение. В нем должны быть указаны: факт получения письменного согласия исследуемого лица на участие в СПФИ; дата, время и место проведения СПФИ; основания проведения СПФИ; сведения об инициаторе; фамилия, имя, отчество специалиста, сведения о его профессиональном образовании (диплом о высшем образовании), квалификации (диплом о дополнительном образовании или свидетельство о присвоении или повышении квалификации), стаж работы в качестве полиграфолога, занимаемая должность; вопросы, подлежащие выяснению в ходе СПФИ, поставленные инициатором; перечень материалов, предоставленных специалисту для проведения СПФИ; фамилия, имя, отчество и год рождения исследуемого лица; сведения об иных лицах, которые присутствовали при проведении СПФИ; методы и средства, которые использовались при проведении СПФИ; содержание и результаты СПФИ; обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, фиксировавшие ход, условия и результаты проведения СПФИ, приобщаются к заключению.
12. При наличии в заключении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, или служебной информации ограниченного распространения инициатор присваивает соответствующий гриф секретности или пометку в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
13. В случае установления обстоятельств, имеющих значение, в отношении которых инициатором не были поставлены вопросы, специалист указывает на данные обстоятельства в своем заключении.
14. О полученном в результате проведения СПФИ сообщении, требующем проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации, специалистом составляется рапорт.
15. Заключение вместе с материалами исследования направляется инициатору в течение 10 суток со дня проведения СПФИ.
16. Результаты СПФИ носят рекомендательный и вероятностный характер и используются инициатором только в качестве дополнительной информации.

 

Приложение N 1
к Инструкции об организации
проведения психофизиологических
исследований с применением полиграфа
в уголовно-исполнительной системе

ОБРАЗЕЦ

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, год рождения, место проживания)
без  давления  или  принуждения  с  чьей-либо стороны,  добровольно выражаю
свое  согласие на участие в проведении психофизиологического исследования с
применением полиграфа (далее – СПФИ).
Перед  оформлением  настоящего  заявления  я  ознакомлен(а)  с целями и
основными правилами, сроками и порядком проведения СПФИ.
Мне разъяснено, что:
а)  СПФИ  может быть проведено только после моего письменного согласия,
выраженного в настоящем заявлении;
б)  перед  началом  СПФИ  я буду ознакомлен(а) с  содержанием вопросов,
которые мне будут заданы;
в) в процессе проведения СПФИ я имею право в любой момент отказаться от
ответа на заданный вопрос и от дальнейшего участия в его проведении;
г)  результаты  СПФИ  будут  использованы  только в целях, определенных
Инструкцией  об  организации проведения психофизиологических исследований с
применением   полиграфа  в  уголовно-исполнительной  системе,  утвержденной
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ___________ N ______;
д)  при  проведении  СПФИ с моего согласия будет производиться аудио- и
(или) видеозапись.
Причин, препятствующих моему участию в проведении СПФИ, не имеется, и я
готов(а) соблюдать порядок его проведения.
“__” _____________ 20__ г.                    _____________________________
(подпись обследуемого лица)
___________________________________________________________________________
(отметка о проведении СПФИ: номер направления, дата проведения,
___________________________________________________________________________
причины прекращения или невозможности проведения СПФИ)

Специалист-полиграфолог
___________________________________    ___________    _____________________
(должность, специальное звание)       (подпись)      (инициалы, фамилия)

“__” ____________ 20__ г.

Приложение N 2
к Инструкции об организации
проведения психофизиологических
исследований с применением полиграфа
в уголовно-исполнительной системе

ОБРАЗЕЦ

___________________________________________________________________________
(наименование учреждения, органа уголовно-исполнительной системы)

НАПРАВЛЕНИЕ N ___
на проведение психофизиологического исследования
с применением полиграфа

Начальнику ________________________________________________________________
(наименование подразделения, специальное звание,
инициалы и фамилия)
___________________________________________________________________________
Прошу  провести  психофизиологическое  исследование с применением полиграфа
(далее – СПФИ) в отношении:
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество исследуемого лица)
___________________________________________________________________________
Цель СПФИ _________________________________________________________________
(основание для проведения опроса)
Вопросы, подлежащие выяснению:
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
и т.д. ____________________________________________________________________
Заключение о результатах прошу направить __________________________________
(наименование подразделения)

Исполнитель _______________________________________________________________
(должность, специальное звание лица, заполнившего бланк
направления,
___________________________________________________________________________
подпись, инициалы, фамилия)

Начальник, заместитель
(помощник) начальника  ____________________ _________ _____________________
(специальное звание) (подпись)  (инициалы, фамилия)

М.П.

“__” ____________ 20__ г.

Приложение:
——————————– Расписка ———————————
Направление на проведение СПФИ N ______ в отношении _______________________
(инициалы, фамилия)

получил ___________________________________________________________________
(должность, специальное звание, инициалы, фамилия, подпись)

“__” ____________ 20__ г.

Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа

В современной следственно-судебной практике сформировалась и успешно применяется судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа (детектора лжи). Данный вид экспертизы назначается при наличии неустранимых противоречий в показаниях участников процесса (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подозреваемых) или в случае противоречия между показаниями и другими доказательствами по делу.
Судебные психофизиологические экспертизы с использованием полиграфа проводятся в рамках уголовного и гражданского процессов, а также по делам об административных правонарушениях. В рамках этих дел проводятся также специальные психофизиологические исследования (далее — СПФИ), когда заключение (справка) специалиста используется в соответствии со ст. 80 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК), ст. 71 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК) и ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
В настоящее время судебная практика выработала основные требования, предъявляемые к судебным психофизиологическим экспертизам. Они содержатся в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Так, ст. 8 данного Закона предъявляет ряд требований к процедуре ее проведения: научная обоснованность применяемых методик, применение средств объективного контроля. Первое предполагает использование методов, исключительно описанных в научной литературе и апробированных в реальной исследовательской практике. Использование методов, не обладающих этими качествами, недопустимо.
Применяемые в судебных психофизиологических экспертизах с использованием полиграфа методики основаны на мировом опыте, адаптированном к отечественной практике исследований в области СПФИ. При применении методики выявления скрываемой информации — непрямого метода (далее — МВСИ) в случае отсутствия у подэкспертного скрываемой информации на поставленный эксперту вопрос достоверность достигает 100 %. Это позволяет эксперту делать однозначные и категоричные выводы.
При производстве судебной психофизиологической экспертизы полиграфолог оценивает психофизиологические реакции подэкспертного на те или иные визуальные или вербальные стимулы, после чего выносит суждение об их субъективной значимости, которая свидетельствует о наличии в памяти человека следов какого-либо события или его отдельных составляющих. Выявление таких следов может служить основанием для решения вопроса о сокрытии подэкспертным информации о расследуемом событии.
Согласно ст. 204 УПК к заключению эксперта должны быть приобщены: распечатки графиков физиологических реакций (полиграммы), видеозапись проведенного исследования. В заключении описывается методика проведения экспертизы и полученные реакции на вопросы. Видеозапись должна вестись таким образом, чтобы в кадр попадали подэкспертный и экран компьютера (полиграфа). Согласно ст. 8 вышеуказанного Закона осуществление видеозаписи является обязательным условием и позволяет другому эксперту проверить корректность проводимой процедуры.
Постановка вопроса при назначении судебной психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа о причастности или непричастности того или иного лица к преступлению является некорректной, так как понятие причастности охватывает широкий спектр вовлеченности лица в то или иное деяние. Нельзя ставить вопросы о правдивости показаний (оценка показаний) или о совершении лицом преступления — это определяет суд. Вопрос не должен содержать в себе формулировку состава преступления.
Фактически вопрос строится, исходя из необходимости определения наличия следов события в памяти и выявления факта сокрытия их подэкспертным. Корректным считается вопрос, который построен на действии от глаголов: видел ли, знал ли, слышал ли и т.д. Из материалов дела вычленяется ключевое обстоятельство (видел процесс преступления или его фрагмент, слышал какое-либо устное заявление другого лица, знал ли подэкспертный о том или ином обстоятельстве до какого-либо события и т.д.), которое непосредственно будет определять роль подэкспертного и его отношение к расследуемому событию.
При отказе участника процесса (подозреваемого или обвиняемого) от участия в проведении судебной психофизиологической экспертизы следует действовать по методу доказывания «от обратного». Экспертизу назначают другим участникам процесса — потерпевшим или свидетелям, которые, как правило, не отказываются от прохождения данной экспертизы и дают согласие на ее проведение в соответствии с требованиями ст. 195 УПК.
Противопоказанием при назначении данной экспертизы являются: наличие психического заболевания, а также алкогольной или наркотической зависимости. Поэтому при наличии достаточных данных, указывающих на наличие этих обстоятельств, целесообразно предварительно назначить подэкспертному судебно-психиатрическую или судебно-медицинскую экспертизу.
Заключения психофизиологической экспертизы признаются в качестве доказательств по уголовным делам и выводы экспертов используются судами при постановке приговора, как обвинительного, так и оправдательного.
Так, приговором Тушинского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2004 года признан невиновным и оправдан ввиду непричастности к совершению преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, Гапоненко О. Г. Из результатов проведенной обвиняемому комиссионной психофизиологической экспертизы следует, что оружие и боеприпасы, изъятые у Гапоненко О.Г., ему не принадлежат, он их не приобретал, не хранил и не перевозил.
И наоборот, Шатровский районный суд Курганской области при вынесении обвинительного приговора Кайгародову А.С. по ч. 3 ст. 264 УК РФ, который вину свою не признал и от дачи показаний в суде на основании ст. 51 Конституции Российской Федерации отказался, указал, что заключением психофизиологической экспертизы, проведенной свидетелю Сереброву В.Л., установлено, что в момент ДТП автомобиль обвиняемого шел на обгон автомобиля КАМАЗ со скоростью более 100 км/час, что по выводу органов предварительного следствия и суда послужило причиной дорожного происшествия, повлекшего смерть четырех потерпевших.

Вопросы назначения, проведения и процессуальных последствий судебной психофизиологической экспертизы в гражданском и уголовном процессах существенно отличаются. Это связано с законодательным закреплением обязанности доказывания. В уголовном процессе в случае отказа от участия в проведении психофизиологической экспертизы для подэкспертного процессуальные последствия не возникают, что соответственно создает трудности в доказывании стороне обвинения, особенно когда отсутствует возможность проведения психофизиологической экспертизы свидетелям и потерпевшим.

В отличие от уголовного процесса гражданский процесс в большей степени характеризуется состязательностью. В гражданском процессе возражения против назначения судом экспертизы или согласие на ее проведение процессуального значения не имеют, так как при назначении экспертизы получение согласия испытуемого лица законодательно не требуется. При этом отказ от прохождения экспертизы не связывается с возможностью принудительного направления на экспертизу. Более того, согласно ч. 3 ст. 79 ГПК при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. То есть возникают прямые процессуальные последствия для уклоняющейся стороны (истца, ответчика). В случаях, когда у суда имеются достаточные данные полагать, что отказ от прохождения экспертизы вызван намерением воспрепятствовать установлению нежелательного для стороны факта, судья вправе применить процессуальные санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 79 ГПК. Принудить сторону к участию в проведении психофизиологической экспертизы в качестве испытуемого нельзя, но можно возложить на нее бремя процессуальных последствий за противодействие правильному рассмотрению дела.
В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие государственные требования к экспертам — полиграфологам:
Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований специалистам для получения дополнительной квалификации «Судебный эксперт по проведению психофизиологического исследования с использованием полиграфа», утвержденные Министерством образования Российской Федерации 05. 03. 2004 года, регистрационный № ГТППК 34/36;
Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов», утвержденные Министерством образования Российской Федерации 04. 07. 2001 года, № ГТППК 02/39.

Перечень государственных экспертных учреждений, где проводится психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа:

Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ (т. 263-06-66);
Институт криминалистики Федеральной службы безопасности Российской Федерации (т. 290-02-00);
Экспертно-криминалистический центр ГУВД г. Москвы (т. 200-82-10);
Государственное учреждение Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, г. Саранск (т. 8-834-2-35-71-36);
Государственное учреждение Тамбовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, г. Тамбов (т. 8-4752-72-13-45).

Информационный бюллетень Следственного Комитета при МВД России № 2(128) 2006г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2003 г. N 4196



ПРИКАЗ ФСНП РФ    от 24 сентября 2002 г. N 426

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ОПРОСА В ВИДЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

 

В целях совершенствования порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий с применением специальных психофизиологических исследований приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия – опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции (далее – Инструкция).
2. Главному оперативно-техническому и поисковому управлению ФСНП России (Баканов А.В.) осуществлять общее руководство по организации специальных психофизиологических исследований в соответствии с Инструкцией.
3. Приказ довести до заместителей директора ФСНП России, а также руководящего состава территориальных органов налоговой полиции, Главного управления безопасности и борьбы с коррупцией, Главного оперативного управления, Главного оперативно-технического и поискового управления, Главного следственного управления, Главного управления кадров ФСНП России.

И.о. Директора
генерал-лейтенант
С.ВЕРЕВКИН-РАХАЛЬСКИЙ

 

 

Приложение
к Приказу ФСНП России
от 24 сентября 2002 г. N 426


ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ОПРОСА В ВИДЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ


I. Общие положения

1. Специальное психофизиологическое исследование (далее – СПФИ) – опрос, проводимый с применением технических средств (полиграфов, компьютерных технологий, аудио- и видеозаписи и т.п.), не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, с целью оценки достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым лицом.
СПФИ является гласным оперативно-розыскным мероприятием.
2. Правовой основой проведения СПФИ являются Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349; от 21 июля 1997 г., N 29, ст. 3502; от 27 июля 1998 г., N 30, ст. 3613; от 11 января 1999 г., N 2, ст. 233; от 3 января 2000 г., N 1 (часть I), ст. 8; от 26 марта 2001 г., N 13, ст. 1140), нормативные правовые акты ФСНП России и настоящая Инструкция.
3. СПФИ осуществляется при наличии оснований и для принятия решений в соответствии со статьей 7 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.
4. СПФИ осуществляется с соблюдением принципов гласности и добровольности, которые выражаются:
– в заблаговременном уведомлении лица, подлежащего опросу, о возможности, сроках, целях и порядке его проведения;
– в заблаговременном получении у лица, подлежащего опросу, согласия на его проведение.
5. Инициаторами проведения СПФИ (далее – Инициатор) являются подразделения ФСНП России и территориальных органов налоговой полиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
6. Право проведения СПФИ предоставляется Главному оперативно-техническому и поисковому управлению ФСНП России (далее – ГОТПУ ФСНП России) и подразделениям территориальных органов налоговой полиции, осуществляющим ОРД.
7. СПФИ выполняет специалист-полиграфолог (далее – специалист) ГОТПУ ФСНП России или специалист территориального органа налоговой полиции, допущенный к проведению оперативно-розыскных мероприятий и находящийся на соответствующей должности. При использовании в ходе проведения СПФИ сведений, составляющих государственную тайну, специалист, осуществляющий СПФИ, должен иметь соответствующую форму допуска.
8. Специалист должен иметь специальную подготовку, полученную на базе ГОТПУ ФСНП России или в других центрах подготовки и обучения, подтвержденную соответствующим свидетельством (дипломом).
9. Общее руководство по организации и проведению СПФИ в федеральных органах налоговой полиции, методическому и техническому обеспечению СПФИ, а также подготовке специалистов осуществляет ГОТПУ ФСНП России.
10. Решение о возможности проведения СПФИ специалистами территориальных органов налоговой полиции принимается руководством ГОТПУ ФСНП России на основании заключения квалификационной комиссии, в состав которой входит специалист (специалисты) ГОТПУ ФСНП России.
11. СПФИ представляет собой организованную по специальным методикам процедуру опроса, сопряженную с контролем (регистрацией) и анализом (оценкой) физиологических и (или) психологических показателей исследуемого (опрашиваемого) лица.
12. СПФИ осуществляется в соответствии с методиками проведения исследования, с использованием специализированных технических устройств контроля и анализа физиологических и психологических показателей.
13. Полиграфы или другие технические устройства, которые используются при проведении СПФИ и требуют размещения на теле опрашиваемого лица датчиков физиологической регистрации, должны удовлетворять требованиям электробезопасности, предъявляемым к медико-биологической аппаратуре.

II. Порядок подготовки и проведения СПФИ

14. СПФИ осуществляется только после получения письменного согласия лица, подлежащего исследованию, зафиксированного в заявлении о согласии на прохождение специального психофизиологического исследования, составленном по форме согласно приложению 1.
15. Для получения согласия на прохождение СПФИ запрещается оказывать давление на лицо, в отношении которого предполагается его проведение. Отказ такого лица от участия в проведении СПФИ не должен повлечь за собой ущемление его законных прав и интересов.
16. Получение предварительного устного согласия на прохождение СПФИ от опрашиваемого лица обеспечивает Инициатор. Непосредственно перед проведением СПФИ опрашиваемое лицо письменно подтверждает свое согласие (приложение 1).
17. Специалист обязан:
– информировать опрашиваемое лицо о причине опроса (проведения СПФИ);
– в любой момент по требованию опрашиваемого лица прекратить опрос;
– исключить вопросы, на которые опрашиваемое лицо отказывается отвечать;
– задавать вопросы с учетом уточнений опрашиваемого лица.
18. В ходе СПФИ все вопросы, задаваемые опрашиваемому лицу, должны быть предварительно с ним обсуждены и в своем содержании не ущемлять конституционные права личности.
19. Для организации проведения СПФИ в ГОТПУ ФСНП России или в подразделение территориального органа налоговой полиции, которому предоставлено право проведения СПФИ, направляется соответствующее задание. Сроки выполнения СПФИ определяются с учетом времени, необходимого для подготовки и организации работы.
20. Инициатор заполняет бланк задания (приложение 2), в котором указываются: краткие установочные данные на лицо, подлежащее опросу; основания и цель проведения СПФИ; вопросы, требующие выяснения в процессе СПФИ; кому предоставить результаты СПФИ.
21. До окончательного утверждения задания оно может предварительно согласовываться с подразделением-исполнителем, которому предоставлено право проведения СПФИ. При этом уточняются вопросы, требующие выяснения в процессе СПФИ; уточняются сроки проведения СПФИ; определяются меры по организационному и оперативному обеспечению СПФИ.
22. Задание на проведение СПФИ Инициатор утверждает у соответствующего должностного лица.
23. В федеральных органах налоговой полиции право утверждения заданий на проведение СПФИ имеют:
– директор ФСНП России и его заместители, курирующие ОРД;
– начальники подразделений ФСНП России, осуществляющих ОРД, их заместители, курирующие ОРД;
– начальники территориальных органов налоговой полиции и их заместители, курирующие ОРД.
24. Должностное лицо, подписавшее задание, несет персональную ответственность за достоверность изложенных в нем сведений, а утвердившее его – за обоснованность и законность проведения СПФИ.
25. Утвержденное задание Инициатор направляет в ГОТПУ ФСНП России или подразделение территориального органа налоговой полиции, имеющее право проведения СПФИ.
26. В случае оперативной необходимости СПФИ может осуществляться специалистами по устному разрешению руководителя подразделения – Инициатора с согласия руководителя подразделения, имеющего право проведения СПФИ, с обязательным последующим, в течение 48 часов, письменным оформлением задания.
27. Инициатор предоставляет выделенному для проведения СПФИ специалисту информацию и материалы (оперативные и личные дела, фото-, аудио- и видеоматериалы, справки, сообщения, заключения экспертиз и т.п.), необходимые для организации конкретного СПФИ. Характер и объем материалов и информации определяет специалист.
28. Инициатор осуществляет организационное и оперативное обеспечение СПФИ на всех этапах его проведения.
29. На Инициатора возлагается обеспечение прибытия лица, в отношении которого планируется проведение СПФИ, в установленное время и место.
Инициатор рекомендует лицам, направляемым на СПФИ, накануне исследования исключить тяжелые физические или психические нагрузки, употребление алкогольных напитков и психотропных веществ.
30. СПФИ проводится в изолированном служебном кабинете или ином изолированном помещении, соответствующем общим санитарно-гигиеническим нормам для жилых помещений. Соответствие условий проведения СПФИ необходимым методическим требованиям определяет специалист.
31. СПФИ проводится на русском или ином, по выбору опрашиваемого лица, языке. При необходимости Инициатор может привлечь к проведению СПФИ переводчика.
32. Решение о присутствии в помещении, в котором проводится СПФИ, других лиц, кроме специалиста и опрашиваемого лица, принимается специалистом совместно с Инициатором.
33. При проведении СПФИ может осуществляться открытая аудио-или видеозапись с уведомлением об этом опрашиваемого лица и письменным подтверждением его согласия на это.
34. В случае прекращения СПФИ вопрос о его дальнейшем проведении решается специалистом совместно с Инициатором в зависимости от возможности устранения причин, препятствующих проведению СПФИ.

III. Оформление, использование и хранение результатов проведения СПФИ

35. Выводы по результатам проведения СПФИ специалист оформляет в виде Заключения (справки) специалиста по результатам специального психофизиологического исследования (далее – заключение).
В заключении должны быть указаны: Инициатор и основания проведения СПФИ; фамилия, имя, отчество и год рождения опрошенного лица; вопросы, поставленные для выяснения; фамилия, имя, отчество специалиста; дата и место проведения СПФИ; использовавшиеся при проведении методы и средства; выводы по результатам СПФИ. В заключении отмечается факт получения письменного согласия опрошенного лица на проведение СПФИ.
36. В заключении могут быть указаны значимые особенности проведения СПФИ и поведения опрошенного лица, представлен анализ зарегистрированных психофизиологических данных, из которых следуют выводы специалиста.
37. Заключение должно иметь соответствующий гриф секретности или ограничительную пометку “Для служебного пользования”.
Заключение направляется в адрес Инициатора в запечатанном пакете с пометкой “Лично”, порядок хранения и обращения с ним должен соответствовать установленным требованиям.
38. Специалист не обязан давать ответы на вопросы, не поставленные в задании на проведение СПФИ.
39. Проведение СПФИ в условиях оперативно-розыскной деятельности способствует:
– допуску к сведениям, составляющим государственную тайну;
– допуску к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступу к материалам, полученным в результате ее осуществления;
– установлению или поддержанию с лицом отношений сотрудничества при подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий;
– обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
40. Заключение должно быть подготовлено для предоставления Инициатору в течение 10 суток со дня проведения СПФИ.
По запросу Инициатора об отражении в заключении анализа и оценки зарегистрированных психофизиологических данных, из которых следуют выводы специалиста, заключение предоставляется в течение 30 суток со дня проведения СПФИ.
41. Полученная в результате проведения СПФИ информация, требующая незамедлительной проверки и реализации, может быть сообщена Инициатору устно до оформления заключения.
42. Предъявление опрашиваемому лицу результатов проведения СПФИ осуществляется по его требованию.
43. Материалы проведения СПФИ (задание на проведение СПФИ, заявление о согласии на прохождение СПФИ, записи психофизиологических данных, аудио- и видеозаписи, рабочие журналы, тесты для проведения опроса, копия заключения специалиста и т.д.) хранятся в подразделении-исполнителе СПФИ, как правило, в течение года.
44. Материалы СПФИ могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-методической работе только после исключения из них анкетных данных опрошенных лиц.
45. В соответствии с Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” (часть 8, ст. 5) органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

IV. Ограничения к проведению СПФИ

46. СПФИ не проводится:
– в отношении лиц моложе 14 лет. Опрос лиц старше 14 лет, но не достигших 18-летнего возраста, разрешается проводить только при наличии письменного согласия одного из родителей;
– в целях прогнозирования действий опрашиваемого лица или его намерений, не подкрепленных конкретными действиями;
– в случае, если специалист находится в служебной или иной зависимости от опрашиваемого лица;
– в случае, если специалист прямо или косвенно заинтересован в каком-либо результате СПФИ.
47. Специалист обязан прекратить проведение СПФИ в следующих случаях:
– если специалист находит основания для неудовлетворительной оценки состояния здоровья опрашиваемого лица или возможности ухудшения его здоровья в связи с проведением СПФИ;
– при отказе опрашиваемого лица от участия в продолжении СПФИ;
– при неадекватности психофизиологических реакций опрашиваемого лица;
– при нарушении соответствия условий проведения СПФИ необходимым методическим требованиям;
– в случае агрессивного поведения опрашиваемого лица в ходе СПФИ.

Приказ МВД РФ от 12 сентября 1995 г. N 353
“Об обеспечении внедрения полиграфа в деятельность органов внутренних дел”


В целях обеспечения внедрения полиграфа в деятельность органов внутренних дел – приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке получения допуска (свидетельства) на право работы с полиграфными устройствами.
2. Начальникам главных управлений и управлений МВД России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации организовать изучение сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел вышеуказанной инструкции и ее использование в практической деятельности.
3. Всероссийскому научно-исследовательскому институту МВД России (Пономареву П.Г.):
3.1. До 30 сентября 1995 года разработать и внести в установленном порядке предложения по кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению подготовки специалистов для работы с полиграфными устройствами.
3.2. До 15 октября 1995 года создать Квалификационную комиссию при ВНИИ МВД России, предусмотренную вышеуказанной инструкцией, и организовать выдачу допусков (свидетельств) на право работы с полиграфными устройствами.
3.3. Обеспечить практическую помощь подразделениям криминальной милиции в проведении наиболее сложных опросов граждан при раскрытии тяжких преступлений.
4. Ответственность за организацию и исполнение приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-лейтенанта милиции Колесникова В.И.

Министр
генерал-полковник А.Куликов

 

 

Приложение
к приказу МВД РФ
от 12 сентября 1995 г. N 353

 

Инструкция
о порядке получения допуска (свидетельства) на право работы с полиграфными устройствами


1. Общие положения

Настоящая Инструкция регламентирует порядок получения сотрудниками органов внутренних дел допуска (свидетельства) на право работы с полиграфными устройствами при осуществлении в процессе оперативно-розыскной деятельности опросов граждан.
Опрос с применением полиграфа проводят сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений органов внутренних дел, прошедшие специальную подготовку и имеющие допуск на право работы с полиграфными устройствами (далее именуются – “специалисты”).
Документами, подтверждающими такое право, являются справка или свидетельство установленной формы, выдаваемые Квалификационной комиссией при Всероссийском научно-исследовательском институте МВД России (далее именуется – “ВНИИ МВД России”).

2. Порядок организации переподготовки специалистов

2.1. Организация переподготовки специалистов осуществляется в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР, утвержденным приказом МВД РСФСР от 10 июля 1991 г. N 110.
2.2. Переподготовка специалистов организуется Главным управлением кадров МВД России (далее именуется – “ГУК МВД России”) совместно с Управлением оперативно-технических мероприятий МВД России (далее именуется – “УОТМ МВД России”), ВНИИ МВД России и НИИСТ МВД России.
2.3. Заявки из оперативных и оперативно-технических подразделений органов внутренних дел на прохождение переподготовки сотрудников направляются в УОТМ МВД России, которое, по согласованию с ВНИИ МВД России, проводит их анализ и составляет сводную заявку, представляемую в ГУК МВД России.
2.4. С учетом поступивших заявок ГУК МВД России составляет план переподготовки специалистов. План утверждается одним из заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации. Выписки из плана направляются в соответствующие органы внутренних дел и являются основанием для направления сотрудника на переподготовку.
2.5. Перед направлением сотрудника органов внутренних дел на переподготовку он самостоятельно осваивает по месту своей службы теоретический курс работы с полиграфом.
При этом он должен руководствоваться утвержденными МВД России Временной программой подготовки специалистов по работе с полиграфными устройствами, Временными квалификационными требованиями к специалистам по использованию полиграфа, а также научно обоснованными методиками опроса граждан с использованием полиграфа.
2.6. В ходе самостоятельного освоения теоретического курса обучения сотрудник по индивидуальному плану изучает естественнонаучные, психофизиологические, технические и нормативно-правовые основы применения полиграфных устройств, а также имеющиеся по данной тематике методические материалы.
2.7. Непосредственная переподготовка осуществляется во ВНИИ МВД России или в управлениях (отделах) оперативно-технических мероприятий МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (по мере создания в них соответствующей материально-технической базы).
В процессе переподготовки сотрудник изучает принцип работы полиграфа, осваивает теоретические и практические навыки применения полиграфных устройств, привлекается к участию в проведении оперативно-технических мероприятий с использованием этих специальных технических средств. За время переподготовки он самостоятельно должен провести с использованием полиграфных устройств не менее пяти (учебных, практических) опросов граждан в лабораторных условиях или при непосредственном проведении оперативно-технических мероприятий под наблюдением специалиста.
2.8. По окончании переподготовки сотрудник представляет отчет о проделанной работе и сдает квалификационный экзамен, принимаемый Квалификационной комиссией при ВНИИ МВД России. Состав и положение о Квалификационной комиссии утверждаются приказом начальника ВНИИ МВД России по согласованию с ГУК МВД России и УОТМ МВД России. В нее включаются сотрудники ВНИИ МВД России, УОТМ МВД России, НИИСТ МВД России и иных подразделений МВД России.
По теоретическому курсу на экзамене проверяются знания естественнонаучных, психофизиологических, технических и нормативно-правовых основ применения полиграфных устройств в оперативно-розыскной деятельности. Практические навыки работы оцениваются по результатам составления сотрудником опросников (по конкретным видам преступлений), расшифровки полученных самостоятельно или предоставленных ему полиграмм и эксплуатации технического средства.
2.9. Лица, прошедшие переподготовку и успешно сдавшие экзамены, получают справку установленного образца (приложение 7 Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР). Указанная справка является временным допуском на право работы с полиграфными устройствами, действительным в течение года с момента выдачи.

3. Порядок выдачи постоянных свидетельств

3.1. Постоянные свидетельства на право работы с полиграфными устройствами (приложение) выдаются Квалификационной комиссией при ВНИИ МВД России сотрудникам, ранее прошедшим соответствующую переподготовку и сдавшим дополнительные квалификационные экзамены после 6 – 12 месяцев самостоятельной работы в качестве специалиста.
Эти свидетельства являются постоянным допуском на право работы с полиграфными устройствами.
3.2. Для получения свидетельства соответствующий специалист направляет в Квалификационную комиссию при ВНИИ МВД России отчет по результатам проведенных им лично опросов граждан с применением полиграфа, утвержденный начальником управления (отдела) оперативно-технических мероприятий соответствующего органа внутренних дел.
3.3. Отчет должен содержать результаты опросов не менее 50 человек, проведенных с использованием полиграфа при раскрытии или расследовании не менее 10 преступлений различных видов. В отчете указывается стаж работы специалиста, приводятся краткие фабулы дел, по которым проводились мероприятия, а также сведения, подтверждающие результативность опросов.
К отчету прилагаются следующие материалы (не менее, чем по 5 мероприятиям):
– опросники;
– полиграммы и результаты их анализа;
– копии заключений по проведенным опросам.
3.4. На основании изучения представленных отчета и материалов Квалификационная комиссия при ВНИИ МВД России принимает решение о допуске сотрудника органов внутренних дел к сдаче дополнительных экзаменов.
3.5. Если представленные материалы оцениваются неудовлетворительно, Квалификационная комиссия при ВНИИ МВД России может своим решением продлить срок действия временного допуска на право работы с полиграфными устройствами, но не более чем на 6 месяцев.
3.6. По решению Квалификационной комиссии при ВНИИ МВД России сотрудникам органов внутренних дел, имеющим до издания настоящей Инструкции большой практический опыт применения полиграфных устройств, могут быть выданы постоянные свидетельства на право работы с ними без прохождения переподготовки и сдачи квалификационных экзаменов.

 

Приложение
к Инструкции о порядке получения допуска
(свидетельства) на право работы
с полиграфными устройствами

 

 

                                  СВИДЕТЕЛЬСТВО N_________
Выдано___________________________________________________________________
   (должность, звание, ф., и., о.)
_________________________________________________________________________

в том, что ему  (ей)  решением  Квалификационной  комиссии  при  ВИИИ МВД
России предоставлено право работы с полиграфными устройствами  при опросе
граждан.

Председатель Квалификационной комиссии
при ВНИИ МВД России
_____________________________    ______________  ________________________
(должность, звание)                                    (подпись)                       (фамилия, инициалы)

Секретарь
_____________________________    ______________  ________________________
    (должность, звание)                                    (подпись)                     (фамилия, инициалы)

“___”___________________19__г.

Регистрационный номер________________

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять